«Лямбда» ниже современных ей легковых автомобилей, так как
под кузовом нет рамы. Ее роль выполняет кузов. Он превращен в решетчатую
коробку вроде фермы моста. Коробка несет на себе все механизмы, опираясь на
передние и задние колеса, как мост на быки. Получился кузов, который
впоследствии назвали «несущим». Устранение рамы, естественно, облегчило
автомобиль. Кузов легкий, цельнометаллический, а не каретной конструкции.
Балки передней оси уже нет, листовые рессоры заменены пружинами в трубчатых
стойках. Ось каждого переднего колеса закреплена на стержне, он перемещается
внутри стойки, сжимая пружину. Колесо независимо от другого приспосабливается
к неровностям дороги, не подвергая кузов качке. Такая подвеска получила название
независимой. Четыре цилиндра двигателя расположены в два ряда под острым
углом. В результате короткий и легкий двигатель развивает 50 л. с. (37 кВт).
В сочетании с малой массой автомобиля такая мощность дает «Лямбде» скорость
до 115 км/ч и разгон с места до 100 км/ч всего за полминуты — очень хорошие
показатели для 20-х годов.
Хотя многие одобряли смелость В. Лянча и называли «Лямбду»
опережающей свое время на 20 лет, все же никто из фабрикантов до 30-х годов
не решился последовать его примеру. Не так-то просто перестроить налаженное
производство.
Конструктор «Татры» Г. Ледвинка (1878—1967) тоже подверг
общепринятую схему автомобиля суровой критике. Раму он заменил хребтовидной
трубой, проходящей вдоль середины автомобиля. Двигатель и главная передача
крепятся на концах трубы, внутри которой проходит вал. Полуоси, в свою
очередь, заключены в трубы, качающиеся на хомутах вокруг главной трубы. На
концы полуосевых труб опирается поперечная рессора. Кузов стоит на
поперечинах, закрепленных на главной трубе.
В кузове и конструкции «Татры-12» нет ничего лишнего,
никаких украшений. Капот, напоминающий утюг, и крылья откидываются вместе для
доступа ко всем механизмам. Цилиндры охлаждает встречный поток воздуха. Все
вместе создает оригинальную, очень простую, стройную, прочную и легкую
конструкцию. Масса машины с открытым четырехместным кузовом равна всего лишь
680 кг (меньше, чем у нынешнего «Запорожца»). Двигатель развивает 12 л. с. (9
кВт).
«Татра» одержала внушительные победы в труднейшей из европейских
автомобильных гонок — на приз «Флорио» по горам острова Сицилия и в
международном пробеге длиной 5300 км по маршруту Ленинград — Тбилиси — Москва
в 1925 году. Почти половина маршрута вообще не была замощена, а на остальном
его протяжении лежал крупный булыжник. В пробеге приняли участие 78 машин, 28
из них не смогли его закончить. «Татра» благополучно прошла весь путь,
закончив гонку намного раньше других автомобилей.
«Татра-12» выпускалась почти без изменений еще 5 лет.
Появились у нее «родственники» и за границей — в Германии, в Советском Союзе
(см. главу пятую).
У автомобиля «Сенсо-де-Лаво» — литая рама из легкого
сплава образует нижнюю часть кузова, балка передней оси качается на среднем
шарнире, пружинящим элементом служат не рессоры, а резиновые блоки, имеется автоматаческая
трансмиссия. Машина была очень сложной, ненадежной и выпущена лишь в
нескольких экземплярах, но ее подвеска и рама проложили, как и элементы
автомобилей «Лян-ча» и «Татра», дорогу последующим конструкциям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий