Подчеркнем еще раз: главное внимание уделялось грузовым
автомобилям, наиболее необходимым в период реконструкции народного хозяйства.
Из трех заводов два целиком были загружены их производством, третий — на 70%.
Доля легковых машин в общем выпуске составляла всего лишь около одной
седьмой.
Как только «газик» нашел широкое применение в различных
сферах народного хозяйства, обнаружилась его недостаточная универсальность. В
большинстве районов страны зимой не годился его открытый кузов. Для
таксомоторной службы в нем не хватало места для багажа. Быстро менялись и
взгляды на автомобиль личного пользования, от него требовали все большей
скорости, комфорта, но вместе с тем и экономичности, и проходимости по плохим
дорогам. Уже в первой половине 30-х годов стало ясно: одной моделью не
обойтись.
На смену «газику» пришла модель Ml. При ее разработке
старались, с одной стороны, использовать налаженную техническую помощь Форда,
а с другой — своими силами приспособить новую модель к условиям работы в
СССР. Возникло сочетание фордовского, теперь уже закрытого кузова с усиленным
двигателем «газика», мощной рамой, продольными рессорами вместо поперечных,
штампованными дисками колес вместо проволочных спиц, шинами низкого давления.
Кроме базового ГАЗ-MI, имелись модификации: таксомотор, полугрузовичок,
машины повышенной проходимости.
В конце 30-х годов Горьковский автозавод готовился к
переходу на новые модели с шестицилиндровым двигателем. Конечно, дело не
ограничилось двигателем. Г A3-11 отличался от Ml еще и тормозами, подвеской,
отделкой интерьера, оформлением облицовки радиатора. Выпуск модели ГАЗ-11
продолжался до 1948 года параллельно с выпуском новых послевоенных моделей.
С нынешней точки зрения Ml и ГАЗ-11 — это солидные машины.
Рабочий объем их двигателей вдвое больше, чем у распространенных сегодня
автомобилей, масса Ml и ГАЗ-11 в 1,5 раза больше, соответственно больше и
расход топлива. А мощность, наоборот, в 1,5 раза меньше. Но по представлениям
30-х годов горьковские автомобили были средними, а на американский взгляд
даже маленькими.
Поэтому не удивительно, что появился еще один автомобиль —
«высшего класса» — ЗИС-101, огромная восьмицилиндровая шестиместная машина с
двумя откидными сиденьями. Ей предшествовал выпуск небольшой серии
автомобилей Л1 на заводе «Красный путиловец». Вскоре, кроме
представительского лимузина и фаэтона для парадов, часть автомобилей ЗИС-101
стали выпускать в модификациях для таксомоторной службы и скорой медицинской
помощи.
Как ни сильна была в то время «тяга к большим машинам», по
мере повышения жизненного уровня населения все сильнее ощущался спрос на
небольшой массовый автомобиль. В ряду легковых автомобилей по другую сторону
ГАЗ-11 встал КИМ-10, для производства которого реконструировали Московский
сборочный завод — филиал Горьковского.
Форма КИМ-10 — спокойная, отделка скромная. Подножки
отсутствуют. Рама облегчена, служит только для сборки автомобиля на конвейере
и приобретает необходимую жесткость лишь после склепки ее с металлическим
кузовом. Сказывается то, что КИМ-10 спроектирован несколькими годами позже,
чем ГАЗ-MI и ЗИС-101. Экономия в массе и себестоимости производства играет
особую роль для малого автомобиля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий