В гитлеровских архивах обнаружили отчеты об
испытаниях захваченных оккупантами советских автомобилей. В отчетах неизменно
высоко оценивались машины ЗИС как исключительно прочные, непритязательные,
обладающие хорошей проходимостью.
Не забудется подвиг водителей «трехтонок» и газовских
«полуторок» на «Дороге жизни», связывавшей зимой 1941 — 42 года осажденный
фашистами Ленинград с Большой землей. По льду Ладожского озера была проложена
автомобильная магистраль. Вдоль нее располагались ремонтные мастерские для
машин, на каждом километре стояли регулировщики, через каждые 5 км были
расположены пункты забора воды. Зенитная артиллерия и истребители защищали
небо над магистралью, а десятки снегоуборочных машин поддерживали ровную
поверхность дороги, ликвидировали заносы. Дорожники перекрывали трещины во
льду и воронки от вражеских бомб деревянными мостами. Средняя скорость
движения составляла 35—40 км/ч. Ведя машины днем и ночью (ночью без света или
с замаскированными фарами, ориентируясь по фонарикам-мигалкам, поставленным
через 100—200 м), совершая по четыре рейса в смену под обстрелом вражеской
артиллерии, водители показывали примеры героизма. «Дорога жизни» помогла
войскам, стоявшим на защите Ленинграда, отстоять город от натиска фашистских полчищ.
По ледовой трассе было доставлено в город 360 тыс. тонн продовольствия,
боеприпасов и топлива, вывезено полмиллиона детей, стариков и больных.
Среди военных машин особое место занимал
разведывательно-командирский автомобиль. Его идея зародилась у конструкторов
НАМИ еще до войны. Расчеты показали, что двигатель и другие механизмы Ml
благодаря их высокой надежности могут служить хорошей основой для военной
машины. Был построен ее образец под маркой «АР» (автомобиль-разведчик),
отличавшийся от своего гражданского прародителя приводом не только на задние,
но и на передние колеса, укороченной колесной базой, упрощенным открытым
кузовом и широкими шинами с выступами-грунтозацепами. Горьковские
конструкторы дополнительно упростили и усилили машину. В первые же месяцы
войны с конвейера сошли разведчики ГАЗ-64, потом, после дальнейшего
улучшения, ГАЗ-67Б, а на их базе —- легкие броневики и автомобили-амфибии
(ведущий конструктор В. А. Грачев, 1903—1978). Поворотливый благодаря
короткой базе ГАЗ-67Б преодолевал любые препятствия. И при этом шел достаточно
плавно. В отличие от «Виллиса» ГАЗ-67 свободно вмещал четырех бойцов в зимней
одежде и с полной выкладкой. И в других странах конструкторы независимо от
наших пришли к той же идее. В 1942 году был выпущен всем теперь известный
«джип» марки «Виллис». Несколько позднее появились джипы других зарубежных
марок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий