Автомобилю «Рено-такси» посвящена французская почтовая
марка. Его же уменьшенные модели фигурируют на витринах магазинов игрушек,
украшают чернильные приборы, пепельницы, точилки для карандашей. Его
изображениями покрыты столовые клеенки, пивные кружки, женские головные
платки. И всюду под рисунками и моделями имеется этикетка: «Марнское такси».
Чем заслужил ветеран «Рено» такой почет у французов? И почему во всех
отношениях гражданский автомобиль выставлен в Музее оружия?
В 1914 году германская армия неудержимо двигалась к
Парижу. Передовые отряды достигли реки Марны, приблизились к важной
железнодорожной магистрали в нескольких десятках километров от столицы.
Оборона города не была заблаговременно обеспечена войсками и боеприпасами. 7
сентября положение стало критическим. Нужно было за сутки перебросить на Марну
вновь сформированную дивизию. Железная дорога могла перевезти не более
бригады, для переброски пешком не хватало времени. И вот генералов,
руководивших обороной, осенила идея — мобилизовать тысячу парижских такси!
Они-то и свершили чудо — перебросили вторую бригаду. Свежая дивизия ударом с
фланга атаковала германскую армию. Наступление захватчиков было остановлено,
столица спасена.
Как и дальние пробеги, сражение при Марне доказало, что
автомобили годятся не только для прогулок или туристских поездок. А парижские
такси вошли в историю под именем «марнских». Автомобиль ; наглядно
продемонстрировал свои способности и возможности. Пехота стала мотопехотой,
хоть и не получила еще этого, ныне общепринятого названия.
И в других крупных военных операциях с успехом были
применены автомобили. В мае 1915 года в Галиции и в декабре в боях на реке Стырь
победы русской армии обеспечили своевременный подвоз подкреплений, пулеметов
и снарядов на автомобилях. Когда германская армия осаждала французский город
и крепость Верден, единственная железная дорога, связывавшая города с тылом, находилась-под
обстрелом неприятельских орудий. На выручку были брошены грузовые автомобили
«Берлье» и «Юник». До шести тысяч машин в сутки подходило по шоссе к Вердену.
За три месяца боев было подвезено более миллиона солдат и около двух
миллионов тонн грузов, вывезены сотни тысяч раненых.
К концу войны в армиях Антанты числилось 200 тыс.
автомобилей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий