В возобновившейся (если иметь в виду вуатюретки начала
века) борьбе за «автомобиль для всех» выстояли немногие — «Ситроен» и «Пежо»
(ныне объединенные) во Франции, «Опель» и БМВ в Германии, «Остин» и «Моррис»
(ныне входящие в корпорацию БЛМК) в Англии, «Фиат» в Италии. Успех
сопутствовал этим автомобилям, потому что они не примитивные, а действительно
простые. Сведены к минимуму размеры и масса машины, мощность двигателя,
расход топлива и, конечно, продажная цена. Но в конструкции все «как у
большого» — четыре цилиндра, складной тент, запасное колесо, электрические
фары и стартер,
У «Ситроена 5 CV» начала 20-х годов (и у его копии —
«Опеля») в узком хвосте кузова находится третье сиденье — «тещино место».
Нелегко было «теще» взбираться на заднее крыло, а потом опускаться в глубокое
гнездо! Известный знаток автодела Бодри-де-Сонье (его труды изданы и в нашей
стране) писал: «Ситроен» — это образец автомобиля, которого ждал послевоенный
мир. Его купят и врач для своих визитов, и промышленник для деловых поездок.
Женщина может им так же легко управлять, как опытный шофер...» Бодри-де-Сонье
не учитывал одного обстоятельства: «Ситроен» годился только для очень
маленькой семьи и не был полноценным «автомобилем для всех». Да и не всякая
семья могла купить автомобиль, хоть и дешевый. Поэтому практиковались
воскресные прогулки счастливцев-автомобилистов вместе с их «безлошадными»
друзьями и соседями. Но тут нужен был автомобиль по крайней мере
четырехместный. Ситроену пришлось внести поправки в свою модель.
Андре Ситроен (1878—1935) — тоже новый тип европейского
автостроителя. В годы первой мировой войны он перенес в Старый Свет американские
методы поточного производства оружия, а после войны — автомобилей. Фирма
«Ситроен» известна тем, что использовала, также на американский манер,
всевозможные виды рекламы. Летчики выписывали дымные буквы «Ситроен» в небе
Парижа. Это же название светилось по вечерам во время Всемирной выставки на
переплетах Эйфелевой башни, за что Андре Ситроен заплатил парижскому
муниципалитету баснословные деньги. Целям рекламы служила и автомобильная
научная экспедиция в Африку, за полгода работы которой полугусеничные
«Ситроены» преодолели почти тридцать тысяч километров.
Сделав карьеру на обычных, но приспособленных для
массового производства дешевых автомобилях, А. Ситроен к середине 30-х годов
очутился на грани краха, не выдержав борьбы со старыми фирмами «Рено», «Пежо»
и «Форд». Завод Ситроен перешел во владение крупной шинной фирмы «Миш-лен»,
сохранив лишь свою марку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий